Загадочный образ Святителя Николая из Деревяжихи.

Загадочный образ Святителя Николая из Деревяжихи.
В конце прошлого 2019 г. мы с Дмитрием Беневоленским выбрались в урочище Деревяжиха, где находится комплекс из трёх часовен, поставленных вокруг камня-следовика. На нём по местному благочестивому преданию явился Святитель Николай. Мне приходилось бывать в Деревяжихе и раньше, но на сей раз цель была несколько иной. В документах Тверской учёной архивной комиссии незадолго до этого мне удалось найти информацию о древнем резном образе Святителя Николая, обретенном в Деревяжихе.
В 1903 г. образ хранился в церкви с. Поддубье. Приведу эту запись: «Древний образ Святителя Николая Мирликийскаго резной (Можайский) по преданию обретенный в пустоши Деревяжихе, принадлежащей князьям Путятиным (на месте, где найден означенный образ устроена деревянная часовня). Образ высотою 1 аршин 8 вершков, шириною 1 аршин. В медной посеребренной ризе…».1
Самым известным вышневолоцким резным изображением Святителя Николая является образ из Николо-Столпенского монастыря. Его по преданию оставил в обители около 1582 г. сам Иван Грозный, возвращаясь с богомолья со стороны Великого Новгорода. Надо сказать, что подобные резные объёмные изображения известны чаще на Русском Севере. В наших местах эта культура не получила широкого распространения. Из известных мне резных фигур, кроме многочисленных фигур преподобного Нила, на территории Вышневолоцкого уезда и в его пограничье можно отметить несколько. Первая и самая известная — в Вышневолоцком Богоявенском соборе образ из Николо-Столпенского монастыря. В этой же обители по документам был резной образ преподобного Сергия Радонежского, изъятый в ризницу Софийского собора в Новгороде. Есть резной образ Святителя Николая и в Параскево-Пятницкой церкви во Мшенцах Бологовского района, возможно он происходит из более ранней деревянной церкви Параскево-Пятницкой мужской пустыни. Совсем недавно из Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке в музей Ниловой пустыни был передан резной образ в «медной посеребренной ризе», о котором мы скажем чуть позже. Большой резной образ Нила Столобенского хранился в одноимённой часовне д. Чекотово Лесного района, но был вывезен «из соображений безопасности» в 1990-е гг. неизвестно куда. Завершают список две резные скульптуры «Христос в темнице» — одна в Сельце-Карельском, другая была в церкви с. Загородье, но затем вывезена в неизвестном направлении. Фактически этим ограничивается перечень резных скульптур из храмов Вышневолоцкого уезда.
На Русский Север традиция резных изображений святых пришла из католической Европы. Вспомним о многочисленных торговых связах древней Новгородской земли и Ганзейских городов. В самом Новгороде на Торговой стороне были дворы иностранных купцов, была даже своя приходская церковь святого Олафа. Совершенно логично, что перенятые от иноземцев традиции русские интерпретировали по своему, а дальше пошло и их естественное развитие. Вырезали ли в наших местах фигуры Святителя или же привозили с северных территорий пока не ясно – слишком немного материала по местным резным иконам. Вышневолоцкий образ – привозной, о происхождении остальных ничего пока найти не удалось.
Но вернёмся в Деревяжиху. Совершить довольно трудоёмкий поход сквозь изъезженное лесовозами поле и по заваленной буреломом тропинке сквозь тёмный еловый бор заставило нас прежде всего желание поближе рассмотреть сам камень-следовик. Часовни в Деревяжихе новые, по сведениям местных жителей воссозданы только три из четырех стоявших крестообразно часовен. А вот камень над святым источником оставался на своем месте все эти годы, да и почитание его не угасало даже в годы богоборчества.
При внимательном рассмотрении камня можно увидеть четыре следа. Пара покрупнее совершенно очевидно природного происхождения, а вот пара следов поменьше – явно рукотворные. И высечены они металлическим предметом по форме ног резной иконы Святителя Николая. С большой долей вероятности можно утверждать, что это как раз и есть место, где стоял описанный в Поддубской церкви образ. Но самое важное это то, что по размерам этих стоп можно определить и сам древний образ. Так что мы имеем не только высоту и ширину образа, но и размеры стоп.
Любопытно попытаться определить время обретения иконы Святителя Николая. В Клировых ведомостях за 1900 г. «церкви Воскресения Христова Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Поддубскаго погоста Еваново тож» (ныне это с. Еремково Удомельского района) есть запись о часовнях прихода: «На основании Указа Тверской духовной консистории за № 1651 от 8 февраля 1869 г. на пустоши Деревяжихе основана Вышневолоцким помещиком Князем Арсением Степановым Путятиным часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, выстроена по плану одобренному строительным отделением, доход получаемый от часовни обращается в церковную сумму, надзирает крестьянин деревни Гусиной Горки Спиридон Ильин».2 Из этих слов становится ясным, что первая часовня «основана» князем Арсением Степановичем Путятиным в 1869 г. Скорее всего и явление иконы произошло в этот период. Кстати, Арсений Степанович – владелец сельца Братское в приходе с. Еваново в этом же году купил три участка земли в пригороде Вышнего Волочка и тем самым положил начало истории Вышневолоцкого Казанского женского монастыря.
Кстати, именно в Казанском женском монастыре хранился до 2017 г. образ Николы Можайского, сходный по описаниям с образом из Поддубья. О происхождении его насельницы монастыря пояснить ничего не могли. По возможности стоит исследовать этот образ, возможно, он может стать единственным «претендентом» на чудотворный образ из Деревяжихи.
Период появления или изготовления таких икон в наших местах – конец XVI — середина XIX вв. О более ранних ничего не известно, о поздних – упоминаний нет. Пока сбор материала продолжается, но ещё один шаг в раскрытии загадки образа Святителя Николая из урочища Деревяжиха всё же сделан.
Денис Ивлев.
Примечания:
1. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», Л. 110.
2. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16174. Клировые ведомости за 1900 г., Л. 291.
На фото: часовня и камень-следовик в Деревяжихе, резной образ Святителя Николая в Казанском женском монастыре, резной образ Святителя Николая в Богоявленском соборе Вышнего Волочка (фото 1970-х гг.) и резной образ Святителя Николая в с. Мшенцы Бологовского района.

#Часовни_Вышневолоцкого_уезда#Деревяжиха#Удомельский_городской_округ.

Дата публикации: 1 апреля, 2020


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *